Общее о мореходстве
* * *
Торговый флот
* * *
Военный флот
* * *
Пиратство
* * *
Персоны
* * *
Морские легенды
Морское дело
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться113-02-2011 15:48:19
Поделиться213-02-2011 15:48:31
Общее о мореходстве
Море на протяжении вот уже семи и более веков является прибежищем сложного переплетения различных интересов и целей, столкновений разнонаправленных убеждений и поверий. В душе рилланомцев зарождаясь, своё воплощение они находят в кораблях, бороздящих сапфировые просторы моря Аиртан. Корабль становится выражением мыслей и намерений своего владельца, он, чуткой слушаясь руки, помогает капитану и экипажу шаг за шагом идти к единожды поставленной цели. А поскольку намерения у представителей различных сторон морских отношений порой кардинально разнятся - от мирной доставки заказчику ценного груза, до разбоя и бесчинств на крупных морских путях - то и корабли для их воплощения в жизнь служат самые разные.
Типы кораблей
Линейный корабль - иллюстрация
Данный тип кораблей применяется военным флотом в основном для проведения крупномасштабных боевых операций - их строительство крайне затратно, а знаменитая битва при острове Рока к том же сократило их количество во многие разы. Само название «линейный корабль» определяет наиболее распространённую тактику боя с участием этих грозных судов, при которой корабли, пребывающие в составе эскадры, выстроившись в линию, разворачивались к противнику одним из бортов. Одновременный залп бортовых орудий позволяет нанести вражеской эскадре значительные повреждения. Линейный корабль характеризуется водоизмещением, равным пяти тысячам тонн, бортовыми орудиями, количество которых варьируется от пятидесяти до ста пятидесяти единиц, и экипажем в составе трёхсот матросов.Фрегат - иллюстрация
Фрегатом называют военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной либо двумя орудийными палубами, одна из которых является открытой, а иная - закрытой. От линейных кораблей фрегат отличается меньшими размерами и возможностью многоцелевого использования. Фрегаты могут осуществлять разведывательную деятельность, самостоятельные военный действия, захват и уничтожение кораблей противника. Однако в наибольшее распространение фрегаты в Рилланоме получили как корабли дальнего конвоя - именно они оберегают торговые эскадры на пути к пункту назначения. Водоизмещение среднего фрегата достигает восьмисот-тысячи тонн, количество пушек - до сорока четырёх, численность экипажа - около двухсот матросов.Бригантина - иллюстрация
Лёгкое и быстроходное двухмачтовое судно со смешанным парусным вооружением. В Рилланоме бригантины в силу своей повышенной маневренности и способности развивать большую скорость за сравнительно малый срок, высоко ценятся пиратами - именно эти суда можно чаще встретить под чёрным пиратским флагом. Как правило, вооружение бригантины - неизбежная плата за вёрткость и лёгкость - не превышает двадцати пушек. Численность экипажа - около ста двадцати матросов.Баркентина - иллюстрация
Баркентиной (также иногда используется термин «шхуна-барк») называют большое парусное судно, имеющее не менее трёх мачт. Баркентина не оснащается пушками, а сравнительно небольшая скорость хода в известной мере компенсируется высокой вместительностью трюмов. В Рилланоме баркентины применяются в основном в качестве торговых либо учебных судов.Барк - иллюстрация
Большое плоскодонное парусное судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, кроме кормовой. Число мачт барка достигает трёх и больше, размерами оное судно незначительно превосходит бригантину и используется в основном при транспортировке груза. Составляет, наряду с баркентинами, основу торгового флота.Бриг - иллюстрация
Двухмачтовое парусное судно, созданное на основе малой бригантины. Данный тип судов за высокие ходовые способности, маневренность и малые габариты, высоко ценится как пиратами, так и военными и, как правило, и той и иной стороной применяется в качестве разведывательного судна. Вооружение брига составляет порядка десяти-пятнадцати лёгких пушек, экипаж - около пятидесяти матросов.Шхуна - иллюстрация
Небольшое двухмачтовое судно, несущее на обеих мачтах косые паруса. К безусловным преимуществам шхуны принято относить малую осадку, позволяющую ходить даже на мелководье, лёгкость управления и простоту парусного вооружения. Шхуны активно используются рыбаками, однако небольшое их количество входит также и в составы пиратского и военного флотов - как судно, обеспечивающее коммуникацию между двумя удалёнными друг от друга армадами или же осуществляющее диверсионную деятельность.
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"
Поделиться313-02-2011 15:48:45
Торговый флот
Золото - металл куда как более страшный, чем холодный булат, способный освободить кровь, вспоров тонкую кожу и чувствительную ранив плоть. Булат от века в век, сжимаемый рукою властной либо жадной, повелевает разумными существами и бессловесными тварями. Но невозможно сосчитать, сколько жизней сгубило мягкое, хрупкое золото, сколько умов крылатых оно приземлило, окутало слащавым звоном чеканных монет. Власть золота испокон веков простиралась во все концы бескрайнего Рилланома - а с изобретением же первого судна, способного преодолеть беспокойные воды Аиртана, оно вторглось и в океан. Именно на создание кораблей, способных преодолевать значительные расстояния, неся в просторном трюме ценный груз, были в первую очередь направлены усилия учёных - и эти же цели преследуются ими и по сей день.
Нынешние торговые суда практически лишены маневренности и хода - во многом это продиктовано также и тем, что многие грузы не переносят сильной качки, и для их успешной транспортировки требуются крайне мягкие условия. Однако подобной конструкции корабли, как правило, используются лишь при осуществлении дальних и крупных рейдов - ведь для их сопровождения требуется хорошо вооружённая эскадра - а для оплаты услуг подобного воинства требуются суммы весьма и весьма значительные. Обыкновенно в состав крупного каравана судов входит до шести торговых кораблей. Количество же фрегатов, конвоирующих купцов, превышает это число как минимум двое. Помимо фрегатов, следующих параллельным курсом с основным караваном, в состав конвоя входит несколько лёгких бригантин, осуществляющих дальнюю разведку - и порою затраты, которые подобное множество самых разных кораблей обуславливает, сводит на нет прибыль, выручаемую Гильдией от транспортировки груза.
Однако подобная ситуация наблюдалась на заре развития торгового флота, когда корабли под знамёнами Гильдии занимались транспортировкой буквально всего. С течением же времени наряду с использованием крупных кораблей и снаряжения крупных караванов наблюдается распространение практики частных грузовых перевозок. Суть их выражается в заключении меж свободным от всяческих государственных обязательств мореходом и представителем Торгового Флота - а, следовательно, и Торговой Гильдии - договора, согласно которому первый, внеся в казну Гильдии некоторую сумму денег, становится временным её членом, получая возможность самостоятельно выполнять некрупные заказы. Количество денег, которые являются обязательным взносом в пользу Гильдии, напрямую зависит от ранга морехода и его опытности - а также от размеров и типа принадлежащего ему судна. От свободного найма, ставшего с вхождением мореходства в статус доступного занятия явлением довольно частым, подобную форму зависимости отличает такая услуга со стороны Гильдии, как предоставление заключившему сделку мореходу сопровождения - наиболее часто им становятся небольшой бриг или вёрткая шхуна.
Как правило, крупные пиратские флотилии не обращают на небольшие одиночные суда, явно не несущие сколько-нибудь ценного груза, внимания, а для успешной обороны от корабля одиночного - или же ничуть не менее успешного бегства - подобного конвоя, как показала практика, оказывается вполне достаточно. Однако одновременно с защитой дружественного Гильдии корабля, военный эскорт осуществляет и иную функцию, наличие которой, при заключении договора та и иная сторона предпочитает замалчивать. Он призван ограничивать число мошеннических действий, на которые решаются порой свободные мореходы, исчезая с доверенным грузом. По тем же самым причинам - дабы исключить возможность нападения грузового судна на корабль сопровождения - первому по условиям договора с Гильдией запрещается иметь на борту более трёх пушек. Причём ни одна из них не должна быть установлена непосредственно на бортах, так как конвой обыкновенно следует параллельным с ведомым кораблём курсом.
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"
Поделиться413-02-2011 15:49:07
Военный флот
И если опять над морями
Взовьётся сражения дым,
Мы знаем, что Риллан с нами,
А с ним мы всегда победим!
В качестве официальной даты зарождения военно-морского флота Рилланома в летописях обыкновенно указывается осень 562 года - именно тогда вблизи Файзена появились грузные угловатые шхуны, несущие на борту до пяти лёгких пушек. Однако, по мнению некоторых историков, подобный взгляд не вполне верен. Флот как особенная государственная организация, появился многим позже - когда на смену первым опытным образцам военных кораблей, несмотря на значительное преимущество в вооружении и защите по-прежнему уступающих быстроходным рыбацким челнам, пришли корабли, в которых стараниями морских дел мастеров Рилланома были в равных пропорциях воплощены маневренность и боевой потенциал. До этого же события неповоротливые шхуны, отсутствие мобильности которых военачальники пытались компенсировать практикой передвижений по морю в составе многочисленных отрядов, были скорее наспех собранным ополчением. Но ополчением, использование которого уже на ранних этапах принесло весьма значительные успехи - скачкообразно всего за несколько лет возросшую активность молодого пиратства удалось подавить - не уничтожить на корню, но всё же снизить.
Последующие годы, ознаменованные ускоренными темпами развития мореходства - и в первую очередь мореходства военного - позволили военному флоту перехватить инициативу на океанских просторах. Пиратство, главным препятствием для которого стали конструктивные различия кораблей военных и до сих пор активно используемых морскими разбойниками утлых лодчонок, почти на два века утратило былой размах. Уделом вольных мореходов стал грабёж бедных прибрежных поселений и рыбацких артелей.
Меж тем, со временем приостановилось и развитие военного флота. Отброшенное на задворки морских путей пиратство, по сути своей, являлось единственным условием его существования. Следует помнить, что и сам флот был создан в качестве оппозиции молодому разбойному движению, а потому из организации карательной флот превратился в конвой и охрану. И резкий всплеск активности, казалось бы, навеки угнетённого пиратства застал военных врасплох... На протяжении нескольких лет между стремительно набиравшим былую мощь пиратством и военным флотом сохранялся паритет, впрочем, с незначительным перевесом в сторону последних. Угроза пиратства, вновь ставшая проблемой нынешнего дня, призвала к жизни многочисленные реформы, призванные укрепить обороноспособность военного флота и вернуть захваченные решительными действиями морских разбойников территории.
Когорты военного флота
Одним из таких - и, пожалуй, самым значительным - преобразованием стало разделение ранее общей силы военного флота на несколько крупных когорт, каждой из которых была присвоена своя, отличная от иных, область действий. Врага, отличающегося отсутствием всяческой организации, возможно уничтожить лишь тщательно продуманными и скоординированными действиями - так морские волны, гонимые солёным ветром, разбиваются о прибрежные скалы тысячами хрустальных брызг. Многообразие к тому моменту существующих судов вполне позволяло не только разделить их сообразно с сильными и слабыми сторонами каждого типа, но ещё и - и в этом должно было заключаться неоспоримое решающее преимущество подобного разделения - наладить взаимодействие меж теми или иными кораблями. Наладить таким образом, чтобы действующие совместно эскадры становились неодолимой силой.
Первую - и самую значимую - ветвь подобного разделения составлял конвой. Военный флот во многом зависел прежде и зависит в наши дни от флота торгового - ведь даже, как на страницах данного очерка было упомянуто ранее, целью самого учреждения военных эскадр было обеспечение безопасности кораблей купцов. Для конвоирования применяются по преимуществу фрегаты - большие трёхмачтовые корабли, от грозных линейных, применяющихся по преимуществу в крупномасштабных морских операциях, отличающиеся меньшим водоизмещением и артиллерийским вооружением. Фрегаты, в свою очередь, также подразделяются на несколько классов - но предпочтение адмирал военно-морского флота неизменно отдают фрегатам большим, оснащённым двумя оружейными палубами и несущим по сорока четырёх пушек. Именно фрегаты, составляющие класс конвоирующих кораблей, чаще всего становятся объектом нападений пиратских судов. В отличие от иных групп кораблей, служба которых носит характер перманентный, конвой в силу высокой активности на морских торговых маршрутах, является постоянной боевой единицей военно-морского флота. Фрегаты, пожалуй, представляют собой наиболее удачное соотношение маневренности и обороноспособности - именно этот фактор и послужил причиной отнесения их к классу конвойных судов.
Следующий класс - тяжеловооружённые суда. К ним относятся линейные корабли - наиболее грозная сила военно-морского флота. Каждое подобное судно обладает водоизмещением до пяти с половиной тысяч тонн и несёт на трёх и более орудийных палубах до ста тридцати пяти пушек. Линейные корабли обыкновенно применяются в длительных морских сражениях, которые отличают большой размах и масштабность, высокое количество боевых единиц в составе каждой из враждующих сторон. В частности, линейные корабли первого ранга использовались для штурма пиратского форта на острове Рока. Однако в данный момент по причине отсутствия необходимости противостоять крупным силам противника, корабли первого ранга - наиболее большие линейные суда, на четырёх оружейных деках несущие до ста шестидесяти орудий, практически не используются.
Третью ветвь составляют боевые корабли - линейные суда второго и третьего рангов. Они более мобильны, нежели корабли первого ранга, отличаются от них меньшими размерами и меньшим числом переносимого вооружения - от тридцати до девяноста восьми орудий. Именно линейные корабли третьего ранга наряду с фрегатами составляют наиболее часто используемый тип судов. Они осуществляют большинство военных операций в пределах Аиртана, они используются в столкновениях с небольшими по численности пиратскими эскадрами или же одиночными кораблями.
Четвёртый класс - разведывательные корабли. Осуществляют дальнюю разведку по преимуществу лёгкие быстроходные бригантины. Значительно уступая в количестве несомого вооружения - число пушек на палубе бригантины обыкновенно не превышает двух десятков - они, тем не менее, не имеют цели вступать с противником в открытый бой. Бригантины осуществляют разведывательную деятельность в контролируемых военным флотом водах. Их непосредственная задача - выявить наличие неприятеля и подать сигнал группе линейных кораблей, которая следует за разведывательным судном на некотором расстоянии. Если необходимо - втянуть противника в бой на большой дистанции или же увлечь в погоню до подхода основных сил.
Пятый - завершающий - класс кораблей - патрульные. Как правило, для этих целей вблизи крупных городов - в частности, разумеется, Файзена - используются бриги, недостаточное вооружение которых компенсируется большим количеством судов в каждом дозорном отряде. На дальних от городов расстоянии функцию дозорных кораблей выполняют фрегаты. Суда держатся в пределах прямой видимости, что облегчает мобилизацию патрулирующих определённый участок кораблей в случае нападения противника и подачу тревожных сигналов.
Главной особенностью подобной системы является чётко налаженное взаимодействие одного класса судов с другим, что, при отсутствии неразумного распыления сил позволяет военному флоту действовать в единстве, дающим военным при борьбе с крайне некачественно организованным пиратством неоспоримое преимущество.
В настоящее время в рядах военно-морского флота наблюдается заметный раскол. Ему предшествовала малая трещина, которой возможно уподобить расхождение во мнениях действующего адмирала военно-морского флота Берона Хаодфора и его преемника - Хадора Хаодфора, коснувшееся способов организации борьбы с пиратством. Почтенный адмирал консервативен в своих взглядах на морскую угрозу. Он полагает, что время рассудит обе враждующие стороны, а сложившееся к нынешнему моменту положение дел, когда вольные мореходы и военный флот имеют на своём счету одинаковое количество побед и поражений, является наиболее выгодным для торгового и военного флотов. Согласно мнению Берона, море - равно как и те, кто бороздит его синюю гладь - суть лишь в последние два века вошедший в фазу равновесия организм, каждое изменения в котором может привести к непредсказуемым последствиям. Иных взглядов придерживается Хадор - он одержим идеей искоренения пиратства. В последние годы дошло до того, что его эскадра была официально отстранена от действующей системы, получив право действовать абсолютно автономно. Хадор в отличие от отца, который подобен скорее мудрому питону, ожидание полагающему не мукой, но высшим благом, схож скорее с молодым львом - он рвётся в бой, презирая адмирала и считая его взгляды устаревшими, а позицию - позицией труса. В настоящий момент эскадра Хадора Хаодфора действует в районе Северной Рифовой Гряды. Однако в планах капитана - набег на пиратские крепости на островах Рока и Пепла.
Обучение будущих членов военно-морского флота проводится в Военной Академии Мэнхольда, откуда позже с успехом сдавшие выпускные экзамены моряки отправляются в Файзен, дабы продолжить обучение непосредственно на палубе военного судна. Доступ к Академии де-юре имеют все желающие, но внушительный денежный взнос, являющийся залогом зачисления юноши в Академию, существенно сужает круг социальных слоёв, на самом деле могущих позволить себе будущее военного или же морского офицера.
Особенности военного флота
- Официальным символом военно-морского флота Рилланома является расправивший крылья алый орёл, изображённый на белоснежном фоне. Толкование подобного символа традиционно сводится к разбивке его по цветовой гамме - так, цвет белый означает безопасность и стабильность, не запятнанную угрозой со стороны моря, алый же орёл - пламенную готовность служащих флота без всякой жалости выжигать всякого, кто посмеет переступить в своих деяниях границу дозволенного.
- На флоте заведены крайне жесткие порядки. Строгому запрету подлежат употребление спиртных напитков, потасовки, что обыкновенно случаются меж юнгами, нецензурная брань, курение и иные проступки. За соблюдением на корабле железной дисциплины отвечает непосредственно капитан, в его же ведении находятся наказания, которым подвергается мореход, позволивший себе нарушение того или иного параграфа устава. Самым лёгким из них является выговор, наиболее тяжёлым - увольнение на берег с предварительным показательным избиением плетью.
- Окончание Военной Академии является преимуществом для юношей, желающих поступить на службу в военно-морской флот. Если курсант окончил Академию с отличием, то испытательный срок, во время которого на корабле юноша занимает должность юнги, составляет всего один месяц, после чего, если он зарекомендовал себя с хорошей стороны, ему присваивается воинское звание. Если же курсант не может похвастаться успехами в Академии, испытательный срок для него увеличивается до двух-четырёх месяцев, после которых он также может быть удостоен звания. Но, как уже было сказано, не все могут позволить себе обучаться в Академии. Однако же юноши, не прошедшие обучение, тоже могут рассчитывать на службу на корабле. Вот только испытательный срок в данном случае неограничен - нередки случаи, когда они по несколько лет выполняли обязанности юнги без надежды на получение воинского звания.
Иерархия и форма военных
- Действия военного флота координирует адмирал. В наше время эту должность занимает почтенный Берон Хаодфор - несмотря на то, что адмирал пребывает на склоне лет, его ум не утратил ясности, а мысль - мудрости. Старый адмирал уверен в том, что борьбу меж военными и морскими разбойниками разрешит единственно время и предпринимать сколь бы то ни было решительные действия сейчас - значит, нарушить естественный ход истории. В подчинении адмирала находятся капитаны когорт - через них старший Хаодфор осуществляет контроль за отдельными судами, входящими в тот или иной отряд.
- Немалая роль в иерархии военного флота отведена капитанам когорт - их присутствие в отряде исключает разброд мнений капитанов отдельных кораблей, при планировании тактики очередного сражения им принадлежит решающее слово. В подчинении капитанов когорт находятся капитаны входящих в отряд кораблей, а также их экипажи. Капитан эскадры обыкновенно находятся на флагманском корабле. Капитана эскадры отличает от остальных членов экипажа тёмно-зелёный цвет камзола.
- Третью ступень иерархии военно-морского флота составляют капитаны отдельных кораблей. В их ведении находится экипаж судна, на них лежит ответственность за грамотное и чёткое исполнение приказов капитана когорты, а также доведение их содержание до всех членов когорты. Капитанам кораблей принадлежит камзол тёмно-синего цвета.
- Завершают пирамиду военной иерархии матросы, к числу которых традиционно принято относить также боцманов и лоцманов - их форма имеет чёрный цвет.
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"
Поделиться513-02-2011 15:49:26
Пиратство
Вот развернулся боком флагманский фрегат -
И левый борт окрасился дымами, -
Ответный залп - на глаз и наугад -
Вдали пожар и смерть! Удача с нами!
Пожалуй, ни одно явление в истории Рилланома нельзя подвергнуть столь неоднозначной оценке, как пиратство. Возможно, кому-то такой взгляд на проблему морского разбоя покажется странным - и критик будет прав в определённой мере. Да, по строгому разумению, пиратство - суть деяние, идущее вразрез с законами Рилланома, с самой моралью, ничем не отличающееся от разбоя, творимого на наземных торговых путях. Пиратство преследовалось от века - и продолжает преследоваться и по сей день, но... всё же что-то привлекает в ряды вольных мореходов, как называют порой пиратов, свежие силы. Численность разбойного люда за минувшие со дня образования пиратства шесть с половиной веков не подверглась сколько-нибудь значительному снижению. Возможно, это обусловлено тем, что пиратство за многие столетия своего существования фактически сроднилось с понятием «свобода». Обзаведясь собственными принципами социального расслоения, собственной идеологией, оно из вынужденного союза разбойников и грабителей превратилось в особенный класс, уникальную социальную общность, с интересами которой трудно не считаться даже правящим кругам. Возможно, лишь отсутствие постоянного лидера, могущего направить усилия разрозненных флотилий к одной цели, удерживает пиратство на его нынешних позициях, не позволяя осуществлять разбойную деятельность повсеместно.
Общая история пиратства
Первые разбойные нападения на торговые корабли датированы 559 годом. В то время, разумеется, и речи не шло об учреждении, по сути своей, оппозиции торговому, а после и военному, флоту, но оставить без внимания столь лакомый кусок любители лёгкой наживы, каких в изобилии в любом водилось мире, попросту не смогли. Виной тому в немалой степени послужила и неосмотрительность Совета Рас. Опьянённые восторгом успешного окончания многолетних трудом, они не озаботились обеспечением своему детищу достойной защиты, что и обусловило успех пиратства на ранних этапах его долгой истории. Суда первых вольных мореходов являли собой всё те же небольшие рыбацкие шхуны, чьи более чем скромные размеры в значительной мере компенсировались высокой манёвренностью. Первые же торговые корабли, напротив, были излишне грузны, что ограничивало их быстроходность. Вёрткие и быстрые лодки попросту отрезали их от большой воды, запирали в узких подковах бухт, сажая на мель. А после, сломив сопротивление экипажа, исчезали, уходя лабиринтами проток, рукавами рек, которые, будучи легко преодолимыми для узких лодок и небольших рыбацких шхун, для тяжеловесных торговых судов являлись значительным препятствием.
Набор вольнонаёмных ополченцев в прибрежных городах успеха тоже не принёс. Пиратство крепло месяц от месяца - до тех самых пор, пока не был учреждён военный флот, корабли которого, конвоируя торговые флотилии, отпугивали вольных мореходов. Но на проектирование и постройку кораблей, обладающих повышенной манёвренностью и больше несущих вооружения, а также на введение их в строй и повсеместное распространение этой практики тоже ушло время - и время немалое. Однако впоследствии конструктивные различия кораблей морских разбойников и военного флота позволило последнему перехватить доминирование над морскими просторами. Пиратство почти на два столетия потеряло былой размах и активность, вновь из грозы торгового флота превратившись в прибрежных разбойников. Самостоятельные эксперименты, направленные на создание кораблей, способных противостоять военному флоту, носили характер дилетантских опытов и, разумеется, не приносили желаемого успеха. Ведь доля вольного пирата привлекала в основном жителей бедных рыбацких посёлков и жаждущих приключений юных жителей небольших городов, достаточными познаниями в морской инженерии, разумеется, не обладающих. В дело разгрома пиратства внесли весомую лепту и предпринятые Советом Рас меры безопасности, направленные на сохранение чертежей новых кораблей в строжайшей секретности.
Но годы шли, мореходство развивалось стремительными темпами. Всё новые и новые суда сходили со стапелей, всё новые строились верфи. С течением времени город Файзен, оставшись крупнейшим портовым поселением, утратил статус поселения единственного. Ранее в тайне хранимые чертежи кораблей вскоре стали достоянием общественности. И на этой благодатной почве расцвело воровство - стараниями оставшихся неизвестными радетелей за благо пиратства морские разбойники завладели новыми судами, не идущими ни в какое сравнение с прежними утлыми лодчонками. Разумеется, совершенствование судов ввиду значительных выгод, приносимых морским делом, продолжалось, и определённый разрыв меж оснащением пиратов и военного флота всё же сохранялся... Но нельзя отрицать очевидного - именно этот период в истории Рилланома ознаменовал собой переход пиратства из положения фактически не имеющих сил и власти разрозненных групп морских разбойников в могущественную организацию, обладающую собственным кодексом, собственными обычаями и собственными прерогативами.
По описанным выше причинам, не имея возможности в непрестанной борьбе с военным флотом обеспечить для себя оружейный перевес, пиратство пошло по иному пути, в планировании тактики морских сражений и расстановке сил сделав упор на маневренность и быстроходность судов, а также на численное преимущество. Основной стезёй пиратов стал абордажный бой. От торгового каравана путём сложного маневрирования отсекалось замыкающее судно, которое вскорости гибло, не в силах выбраться из окружения. Но чаще всего жертвами морских разбойников становились караваны малочисленные и плохо охраняемые - и соответствующей ценности несущие груз. Нападения на крупные торговые суда, непременно влекущие за собою затяжной бой с тяжеловооружёнными фрегатами конвоя, были крайне редки. Причиной тому послужила закостенелость пиратства в прежней идеологии, предусматривающей безраздельную свободу для каждого и всех от всех независимость. Именно свободолюбие и категорическое нежелание воспринимать чью-либо помощь и покровительство, привело к тому, что просторы Найтора бороздили в основном группы по два-три корабля. Большие и организованные флотилии, действующие согласно единому плану и имеющие коллегиально избранного капитана, координирующего тактику остальных, были случаем едва ли не исключительным. И, ко всему прочему, их перед одиночками преимущество ограничивалось действиями военного флота, ведущего за подобного рода образования настоящую охоту.
В целом, вскоре пиратство перестало быть явлением, из ряда вон выходящим. Завоевав свою нишу в сложной системе происходящих на просторах изведанного океана отношений, оно стало неотъемлемой их частью. Борьба военного флота с морскими разбойниками приняла характер по преимуществу оборонительный. Крупные флотилии, в состав которых входило более семи кораблей, стали известны и обзавелись собственными знаками отличия. Образ же пирата - кровожадного разбойника, алчущего лёгкой наживы, подвергся романтизации - всё больше и больше молодёжи привлекал солёный ветер бескрайних водных просторов. Следующие два века истории вольного мореходства характеризовались относительной стабильностью и сохранением паритета меж силами военного флота и, собственно, разбойников.
Битва у острова Рока
Конец периоду относительного спокойствия на морских просторах положил набег на крупнейший портовый город Рилланома - Файзен. Набег был произведён в 979 году по инициативе двух владеющих довольно многочисленными флотилиями капитанов, объединившихся ради лёгкой наживы. История сохранила их имена - но не только как образцы тривиальной жадности - воистину не имел аналогов дерзости и решительности тот план, которым они руководствовались при нападении на город. В одно мгновение в разных уголках Файзена вспыхнули беспорядки, причиной которых послужила провокационная деятельность пиратов. Внимание охраняющей город гвардии оказалось рассредоточено среди узких улочек, послуживших приютом для зачинщиков беспорядков таверн. И под прикрытием внезапного смятения пиратские суда проникли в широкую бухту, почти не встретив на своём пути сопротивления.
Но капитаны объединившихся флотилий недооценили силы Ордена стражи, поддерживающего в пределах Файзена общественный порядок. Спонтанные мятежи были подавлены в кратчайшие сроки, а захваченная утратившими осторожность пиратами добыча оказалась не идущей ни в какое сравнение с масштабами убытков, нанесённых береговыми батареями и подоспевшей гвардией. Однако и самим защитникам Файзена преследование налётчиков не принесло желаемого успеха.
Уцелевшие в сражении пиратские корабли следовали к безымянному острову, располагавшемуся к югу от Файзена. Этот остров, не имеющий материальной ценности, огибали торговые тропы и не удостаивали своим вниманием моряки, осуществляющие большие каботажные перевозки. Но при подходе к песчаному берегу военным открылся вид на неприступные стены, за которыми, как выяснилось немногим позже, располагался самый большой во всём Найторе приют вольных мореходов.
За те два века, в течение которых пиратские сбережения неуклонно росли, на острове был возведён форт, способный многие месяцы держать глухую оборону. Несмотря на уже неоднократно упоминавшееся своеволие морского братства, необходимость пусть даже и временного сплочения всё же была осознана и благодаря вложениям нескольких наиболее известных и маститых разбойников лишённый жизни и какой-либо ценности островок превратился в остров Рока. А соседнему острову, получившему название остров Пепла, был присвоен статус дочернего - второстепенного - прибежища вольных мореходов. Власть над островом Рока была сосредоточена в руках избранного коллегиально губернатора Эльдора по прозвищу Бородач - личности ума недюжинного и редкостной дальновидности. На острове же Пепла правил его заместитель - Ундин Черноглазый, наделённый соответствующими полномочиями также посредством совета общего собрания пиратов. На островах царили крайне жесткие правила - и, несмотря на громогласные заявления пиратов о недопустимости связывать покорителя морей пустыми условностями, подчинялись им все до единого.
Обретение пиратством собственной укреплённой резиденции позволило ему окончательно сформироваться как сообществу, окончательно вырасти из прежней шкуры сборища пьяньчуг и мародёров. За минувшие со дня возведения форта столетия остров Рока успел обзавестись собственной торговой сетью, работающей слаженно и чётко системой охраны порядка на узких улочках маленького городка. В закромах форта скопилось достаточно пороха и ядер для того, чтобы дать отпор многочисленному противнику, и достаточно снеди и питья для того, чтобы выдержать продолжительную осаду. Казна островов никогда не знала недостатка в деньгах. Согласно утверждённому губернатором острова Рока кодексу, десятая часть взятым каждым пиратом добычи подлежит пожертвованию на благо процветания обители морских разбойников. И, несмотря на все опасения членов братства, уплачиваемые ими деньги на самом деле идут на укрепление обороноспособности форта, а не спускаются губернатором и его помощниками на выпивку и развлечения.
Однако глупо было бы предположить, что, потерпев неудачу в первом карательном походе, адмирал военного флота отступится от намерения нанести пиратству сокрушительное поражение, развеяв по океанским волнам самое сердце вольного мореходства. После завершившегося разгромным поражением штурма Файзена над островом Рока начали сгущаться тучи. Из которых в 981 году ударил гром. Адмиралом военно-морского флота была собрана не знающая равных в плане численности и мощи эскадра, начавшая движение к острову Рока. Возможно, от тотального истребления пиратов, помимо высоких стен крепости, спасла и, сколь бы ни абсурдно было бы сие предполагать, редкостная целеустремлённость капитанов. Поставив перед собой цель уничтожить прибежища вольных мореходов, они не распыляли силы на встречные пиратские шхуны, вследствие чего последним удалось уйти незамеченными - и позже пополнить собою ряды защитников острова.
Второй раз за всю историю пиратства был брошен клич, услышав который, каждый вольный мореход обязан был явиться к берегам острова Рока, дабы в узкой бухте близ форта принять бой с многочисленной армадой военных кораблей. К несчастью, мобилизация сил обошлась губернатору неминуемым промедлением. К тому же, далеко не все пираты откликнулись на крик помощи, полученный с Острова – многие попросту не умели читать, а иных способ связи, кроме птичьей почты, не было. К счастью - и к досаде военных - форт выдержал осаду, а береговые батареи и зашедшие в тыл неприятелю корабли под водительством наиболее опытных капитанов нанесли противнику существенный урон. Несомненно, не обошлось и без жертв со стороны пиратов, и одержанная гарнизоном крепости на острове Рока победа в результате оказалась практически эквивалентна поражению. Но главная цель пиратства всё же была достигнута - командование истощённой и практически разгромленной эскадры предпочло затяжному и бессмысленному ввиду сложившегося положения бою грамотное отступление. Битва при острове Рока завершилась поражением обеих враждующих сторон.
К началу нового времени пиратство подошло, оправившись от понесённых в том памятном сражении потерь. И даже более того - сумев в разумной, впрочем, мере превысить прежнюю численность - привлекательность образа морского разбойника и по сей день не поддаётся ведущейся силами военно-морского флота пропаганде. В данный момент в пределах Найтора действуют четыре наиболее крупных пиратских эскадры, каждая из которых имеет в своём составе не менее восьми-девяти кораблей. Помимо же образований столь крупных сохранилась практика разбоя одиночного, либо в составе небольшого союза в два-три корабля. Главенство над островом Рока на очередном собрании вольных мореходов перенял правнук Эльдора по имени Ноин, островом же Пепла и по сей день успешно заправляет династия Черноглазого. В целом, обстановка в пределах Найтора вернулась к тому состоянию, в котором пребывала за несколько десятилетий до сражения при острове Рока. Пираты и военные с одинаковым успехом исполняют свою роль в сложной системе осуществляемых на бескрайних водных просторах отношениях, имея примерно равное число побед или удачных налётов и поражений. Пиратство окончательно закрепилось в подготовленной для него историей нише, став частью океана. Однако в последние месяцы распространились слухи о том, что сын нынешнего адмирала военно-морского флота готовит новый налёт на пиратское прибежище, а в головах правящего совета острова Рока, в свою очередь, зреет намерение штурмом взять богатый Файзен. Но так ли это на самом деле? Покажет время.
Особенности пиратства
Как и любое крупное течение, когда-либо имевшее место быть в истории Рилланома, пиратство обладает рядом особенностей - преходящих и постоянных, совокупность которых во многом определяет уникальность того или иного этапа его развития.
- Пираты - и это одна из основных постоянных характеристик оного движения - не имеют лидера, могущего координировать действия разрозненных эскадр. Как правило, разбой на море осуществляется силами небольших отрядов, в состав которых входят два, максимум три корабля. Существует всего три достаточно крупных флотилии, число кораблей в каждой из которых варьируется от пяти до семи. Каждая из них подчиняется лишь одному адмиралу и промышляет разбоем на собственной территории. Эскадра, возглавляемая Халеком Кровожадным, чаще всего бывает замечена в окрестностях острова Рока и долины Истоков. Флотилия Таубадила Костлявого, официально признанная наиболее опасной - вблизи залива Мечника со стороны плато Хальмэйд. Корабли же Деравира Рыжего - самого молодого из трёх повсеместно известных капитанов, бороздят просторы Аиртан к югу от Файзена - в близости города Шафаг.
- Каждый из пиратов в известной мере зависим от возглавляющих острова Рока и Пепла Бадокара Бородоча и Фаландура Черноглазого соответственно. Зависимость эта проявляется в обязанности каждого зашедшего в гавань одного из островов капитана десятую часть награбленной добычи жертвовать в пользу казны форта. Пожертвование осуществляется экипажами кораблей в зависимости от желания либо непосредственно добычей, либо деньгами, от продажи её вырученными. Пожертвования - так принято именовать подобные взносы - осуществляются у ворот форта, деньги передаются в руки стражнику, ответственному за пополнение казны. Попытки же утаить обязательную к пожертвованию часть добычи сурово караются - кораблю, замеченному в подобном проступке, просто-напросто закрывается доступ к островам, а, стало быть, к перекупщикам и возможности пополнить боезапас и починить пострадавший в морских сражениях корабль.
- Вопреки расхожему мнению, пираты вовсе не настолько привязаны к развлечениям и не настолько бесчестны, как принято считать, хотя военный флот путём открытой пропаганды пытается очернить их в глазах рилланомцев. Существует общий для всех без исключения пиратов кодекс, одинаково соблюдаемый на каждом корабле. В частности, он характеризует, как недозволенные такие обыкновенно связываемые с пиратами вещи, как постоянные пьянки на борту корабля, потасовки, сквернословие. Считается, что за произнесённое над морем бранное слово корабль может стать объектом внимания Морского Змея. Тем паче запрещается беспричинное, совершённое уже после захвата корабля убийство оставшихся в живых после сражения членов экипажа, насилие над женщинами и дуэли. За совершение каждого из вышеупомянутых проступков пирату грозит наказание - от двадцати ударов плетей по оголённой спине, да марунирования и даже смертной казни.
- Ошибка также думать, что пиратский флаг, традиционно являющий собою белый череп и расположенные под ним песочные часы на чёрном полотнище, являет собою неотъемлемую часть пиратского существования. Обыкновенно пиратские корабли бороздят просторы Аиртана под флагом торгового, либо - гораздо реже - военного флотов. Пиратский флаг поднимается на мачте корабля лишь при однозначном намерении капитана вступить в бой с мирным судном.
- Среди пиратов допускается наличие женщин - но всё тот же кодекс гласит, что умом, изворотливостью и отвагой они должны не уступать мужчинам. Возможно, превратное истолкование этого тезиса привело к тому, что на кораблях для желающих вступить в команду женщин - подобных прецедентов крайне мало, но тем не менее они имели место быть - устраиваются испытания, содержание которых зависят от капитана и команды.
Иерархия на корабле
- Власть на корабле сосредоточена в руках капитана, однако должность это выборная и в случае массового недовольства команды капитан может быть смещён. Чаще всего смещение это происходит путём передачи первому помощнику так называемой «чёрной метки» - в её качестве могут выступать предметы совершенно различные - вплоть до обрывка бумаги, выкрашенного в чёрный цвет. Капитану принадлежат две матросских доли от награбленной добычи.
- Второй после капитана человек на корабле - квартирмейстер. В его ведении находится состояние корабля, он распределяет добычу, вынося вердикт о ценности тех или иных вещей. По сути своей, все те обязанности, которые на военном флоте выполняются одним человеком, на флоте распределены меж двумя - это в определённой мере позволяет исключить единоначалие, столь ненавидимое пиратами. Квартирмейстер также возглавляет абордажную команду.
- Наиболее значимый член экипажа - лоцман, на плечах которого лежит ответственность за прокладку курса. Зачастую, лоцманы - единственные грамотные члены команды. В их ведении находятся бесценные карты, астрономические приборы и корабельные часы. Порой лишь мастерство лоцмана позволяло с минимальными потерями вывести корабль из гущи боя. Иногда роль лоцманов исполняли старшие помощники капитана.
- Немаловажная роль на судне отведена также боцману - в его обязанности входит слежение за состоянием такелажа, снастей и парусов, обеспечивает при помощи условных сигналов связь с другими кораблями и дублирует команды капитана во время боя.
- За состояние корабельной артиллерии отвечают канониры - как правило, от них, помимо умения обращаться с ядром и порохом требуется ещё и повышенное чувство ответственности. Во многом от них зависит успех сражения и в их же ведении находится самое опасное место на корабле - пороховой погреб. Канонирам единственным из всей команды запрещено употреблять алкоголь - исключение составляют длительные зимовки и долгосрочные стоянки на островах.
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"
Поделиться613-02-2011 15:49:57
Персоны
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"
Поделиться713-02-2011 15:50:14
Морские легенды
© ФРПГ "Волшебный мир Рилланом"